Контроль и влияние со стороны коммерческих банков

В зарубежной банковской практике мониторинг политической и экономической среды проводят либо сами коммерческие банки в рамках маркетинговых исследований, либо внешние эксперты и консультанты. Для анализа данных внешней среды используются также публикации компетентных органов. Мониторинг экономического и политического климата означает сбор и анализ необходимой информации для снижения уровня риска и неопределенности при планировании и осуществлении коммерческими банками рыночной стратегии.

Контролю и влиянию со стороны коммерческих банков поддаются не все элементы окружающей среды, тем не менее банки должны их учитывать при разработке стратегических планов. К элементам, не поддающимся контролю и воздействию, относят: технологические изменения (изобретения, открытия, патенты, результаты исследований и разработок); социальные и культурные изменения, демографические факторы и т. п.; изменения в экономике (уровень инфляции, рост или спад производства, денежная и фискальная политика, состояние валюты и платежного баланса); изменения в политике и законодательстве (ожидаемые и принимаемые законодательные акты, деятельность государственных институтов власти); естественные причины (изменения в распределении ресурсов, снижение поставок и запасов и др.); условия конкуренции (численность конкурентов, их уровень, спрос на продукцию секторов рынка, в которых ведется конкурентная борьба, ее напряженность).