Понятие «имиджа» в современной России у всех на слуху

На него ориентируются многие предприниматели, организуя специальные отделы, посвященные маркетингу имиджа, известные политики нанимают людей для изменения своего имиджа, в некоторых странах и регионах существуют должности, ответственные за имидж и репутацию вверенного им субъекта. В своей работе рассмотрим такую категорию имиджа как маркетинг территорий. Имидж страны зависит от уровня социально-экономического развития.

Для рассмотрения мы взяли нашу родную страну – Российскую Федерацию. Уже сейчас ясно, что складывающееся отношение к нашей стране у европейцев вполне положительное. Мы изучили множество иностранных опросов о России в различных журналах и Интернете. Нас заинтересовала эта тема, и мы решили создать свой собственный Интернет-опрос, чтобы представить информацию, как она есть на самом деле. Каков он, имидж России? Ответ на этот вопрос нам предстояло дать в результате Интернет-опроса. Широкая «область охвата» позволила нам получить ответы на вопросы анкеты людей из разных стран мира. Нашей основной аудиторией являлись студенты из Европы и России. Ведь это люди нашего поколения, именно с ними нам придется сотрудничать в будущем. Количество обработанных нами анкет на данный момент составляет 250, но некоторое количество заполненных анкет еще требует обработки. Имидж России сейчас находится в крайне динамичном состоянии. Страна набирает обороты на мировой арене. Поэтому мы пытались составить вопросы так, чтобы учесть изменение имиджа страны, исходя из текущих событий. Как ни странно, мнения студентов российских вузов ближе с мнениями студентов вузов Западной Европы, чем со студентами наших соседних государств – Восточной Европы.

Когда на вопрос «Если говорить в целом, как вы относитесь к России?» русские и западноевропейцы отвечали в основном «положительно» и «нейтрально», то наши соседи отзывались о нас гораздо резче – «отрицательно» и, редко, «нейтрально». Мы задали еще и уточняющий вопрос – «Что на это повлияло?», и выяснили, что ситуация стала особенно резкой в самое последнее время – на ухудшение мнения о России прежде всего, повлиял вопрос о поставках газа в Восточную Европу (это отметили 75% восточно-европейских респондентов). Кстати, по результатам нашей анкеты «борьба за газ» стала также самым ярким событием января 2006 года (63% респондентов). Радует, что не только русские, но и западно-европейцы считают, что вес России на мировой арене увеличивается. На открытый вопрос «Что вы думаете о России?» мы получили три вида ответов, опять же, из трех разных регионов: России, Восточной Европы и Западной Европы, хотя мнения граждан России и различались. Самые популярные позитивные отклики – «сердечные люди» и «великолепная природа», а негативные – «коррупция» и «бедность».

Очень важный для России и изучения ее имиджа вопрос – «Считаете ли Вы Россию милитаризованной страной?» Удивительно, что именно Европейцы, а не русские, считают Россию милитаризованной страной.Вопрос о курсе развития России тоже очень сильно переплетается с исследованием имиджа страны.Как и следовало ожидать, жители Восточной Европы, активно стремящиеся в Евросоюз, хотели бы видеть нашу стану изолированной от остального мира, в то время как жители России считают себя мостом между Западом и Востоком. Граждане Западной Европы более сдержаны в своих оценках. Несколько доминирует мнение о России как «мосте» при этом разница в результатах ответов об ориентированности на Восток или на Запад несущественна, что свидетельствует о его двусторонней направленности – сбалансированном развитии России, взвешенности её геополитики.Как показали ответы на вопрос «Из каких источников вы что-либо узнаете о России?», большинство европейцев получает новости о России, используя интернет а именно сайт, а в последнее время и телевиденье.

Но интернет – не самый надежный источник информации о стране, имиджмейкеры России говорят, что почти вся анти-российская пропаганда распространяется через глобальную сеть. Особого внимания заслуживают психологические вопросы, призванные окончательно определить видение России респондентом. По этим вопросам можно было бы написать отдельный трактат, поэтому мы не будем подробно рассказывать о них, но вы можете посмотреть результаты на сайте исследования. Каков же он, имидж России? Представляемся ли мы страной, где медведи разгуливают по улицам, а рядом с ними мужики в ушанках играют на балалайках? Или мы жители страны с богатой культурой и историей, развитой наукой? Как мы увидели, мнение о России иностранцев, да и граждан страны неоднозначно.

Но несмотря ни на что, имидж у России на мировой арене постепенно улучшается. Конечно, бывают исключения, так например граждане стран восточной Европы: Украина, Польша и другие имеют достаточно предвзятое мнение, это можно объяснить тем, что их интересы были сильно задеты Россией. Проанализировав анкету, мы получили много позитивных и негативных откликов, свидетельствующих о том, что политикой, проводимой Россией, интересуются граждане других государств, что в свою очередь означит, что наша страна занимает далеко не последнее место в глазах мировой общественности.